Курящий водитель автобуса обматерил женщину с ребенком — пострадавшая добилась от мэрии увольнения шофера, но его коллеги сочли наказание слишком суровым.
После громкого скандала и последовавших за ним переговоров с мэрией Новосибирска владелец маршрута № 1042 уволил водителя рейсового ПАЗа, который курил за рулем. Причиной стала жалоба одной из пассажирок автобуса, которая сделала шоферу замечание и нарвалась на нецензурную брань. В компании — владельце маршрута заявили, что уволили сотрудника в назидание остальным, заметив, что «пассажир всегда прав». Пользующиеся общественным транспортом горожане говорят о бескультурье водителей, перевозчики в ответ упрекают пассажиров в свинстве и хамстве. О том, за что на самом деле уволили автохама, станут ли от этого вежливее водители и кондукторы и что об этом извечном противостоянии думают перевозчики и юристы?
Водителя автобуса маршрута № 1042 Игоря Матвиенко уволили после обращения в мэрию одной из пассажирок. Педагог Елена Ж. пожаловалась на курение и хамство, свидетельницей которых она стала 26 марта. Женщина зашла в автобус на площади Калинина, намереваясь доехать со своим 5-летним сыном до остановки «Учительская». Усадив ребенка на свободное место на задней площадке, Елена заметила, что водитель прикурил сигарету. Дымом потянуло на сидящих пассажиров — в автобусах марки ПАЗ кабина водителя не отделена от салона.
«Я говорю: «Вы почему в салоне-то курите? Все равно ждем — выйдите на улицу да покурите, никто ж ничего не говорит». О-о-о, что тут началось: «Иди ты нафиг, я целый день за рулем, работа адская… Не нравится — пошла отсюда». Сигарету он так и не выкинул», — рассказывает Елена. Кондуктор в это время обсуждала с кем-то происходящее мобильному телефону, высмеивая пассажирку. Платить за проезд Елена отказалась, что вызвало новый взрыв возмущения водителя: «Он сказал: «Да пусть подавится!».
Словесная перепалка продолжалась около 20 минут — пока мама с мальчиком ехали до своей остановки. Пассажиры сперва пытались вмешаться в конфликт, но потом предпочли не замечать склоки. На «Учительской» водитель, по словам Елены, сперва не хотел ее выпускать из салона, а после специально давил то на газ, то на тормоз, чтобы сбить женщину с ног.
«Я достаю свой телефон, хотела его сфотографировать. Он открывает переднюю дверь и так мне: «Х… мой сфотографируй себе на память!» — это была последняя фразочка. Я вылетела оттуда в полном шоке, что при моем ребенке, матами…» — описывает происходившее Елена.
Педагог обратилась с жалобой в компанию, которой принадлежит маршрут, а также в мэрию Новосибирска и к журналистам. После скандала чиновники провели совещание и убедили владельца маршрута № 1042 уволить проштрафившегося водителя. Как подтвердили в ООО «Сибирь Экспресс», водитель Игорь Матвиенко приказом от 3 апреля уволен, а кондуктор получила выговор, но работы не лишилась. С маршрута убрали и автобус, на котором Матвиенко проработал около года. Ранее, по словам коллег, «до такой степени» на него не жаловались.
«Решили уволить как показательный пример, чтобы такого не повторялось, — рассказала журналистам Ольга Мельникова, инспектор отдела кадров компании «Сибирь Экспресс». — Я слушала водителя, слушала пассажирку: она одно говорит, водитель — другое. Но пассажир всегда прав, она же просто так не стала бы жаловаться».
Перевозчики говорят: в подобных конфликтах и те, и другие хороши. «Человек целый день за рулем, по пробкам, не у всех нервы выдерживают — бывает, что и огрызнется. Конечно, поведение надо контролировать», — соглашается Евгений Толмачев, замдиректора фирмы — владельца маршрутов № 1048, 1104. Однако, по словам эксперта, есть и другая сторона: «Пассажир многое себе позволяет, если с ним культурно разговаривать: «тормоза» просто отпускает и водителя поносят с ног до головы. То есть достается прилично и нашим. Надо вежливее друг к другу относиться». У работников общественного транспорта есть свой список претензий: пассажиры хамят, «учат, как надо ездить» и порой отказываются рассчитываться за проезд, а выпивши — ведут себя вызывающе, нарываясь на скандал.
Добиться наказания для водителя-хама, по мнению исполнительного директора новосибирского общественного фонда защиты прав потребителей Евгения Митрофанова, сложно по двум причинам: «Идеальный случай, когда есть аудио-видео доказательства. Но есть две проблемы. Во-первых, это все происходит моментально — он обернулся, что-то сказал. Это все ситуативно, и сформировать доказательство сложно… Второе: как пробиться до директора или собственника фирмы-владельца. Чтобы найти этого человека, нужно убить в лучшем случае полдня, и то можете даже и не узнать, кто этот собственник». Если там не удалось договориться, следует писать жалобу в мэрию, советует юрист.
Водители общественного транспорта, отмечает Евгений Митрофанов, от хамства и оскорбления со стороны пассажиров вообще практически не защищены законом. И главная причина — в сложностях идентификации обидчика. «Если водителя очень просто вычислить — номер маршрута, время поездки, номер транспортного средства, — то в данном случае гражданин, одетый в серую куртку, вышел на следующей остановке… Ну куда тут можно пожаловаться? Никуда, только личному психологу», — иронизирует юрист.
«НГС.НОВОСТИ»
Материал добавлен: 15.04.2013 в 23:29, категория: Новости Пашино